RSS
Заметка
16 Окт
Кинетическое искусство

Если быть кратким, то кинетическое искусство, кинетизм — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей». [1]

Так или иначе, кинетизм в искусстве присутствует с давних времён, выполненный в виде ручных или механических приспособлений, оживляющие статичный объект. Широкое распространение получил в театральном искусстве  для подготовки движущегося сценического реквизита.

Зародившись в 20-30-х гг XX века, кинетизм окончательно сформировался в 60-е гг XX века. Основоположниками кинетического искусства считаются русский художник-авангардист В.Е. Татлин и американский скульптор А. Колдер.  Теоретики кинетического искусства , Ф. Морелле и П. Кюльтен предпочитали кинетизм как средство противостояния бесконечному повторению художественных форм, чреватому «исчерпанностью» искусства, «усталостью» творчества, обновлению через поиск новых художественных материалов.

Важным примером отечественного кинетического искусства отводят всемирно известному проекту В.Е. Татлина (1885-1953) – «Памятник III Интернационала» (1919-1920). Внутри опоясанной решетчатыми спиралями 400-метровой башни предлагалось подвесить четыре объема, вращающихся с разной скоростью и предназначенных для размещения в них главных учреждений государства будущего. Ажурная спиральная металлическая конструкция оголена и вынесена наружу. Функциональные остекленные объемы подвешены внутри этой конструкции. Нижнее помещение в виде куба предназначено для международных съездов, конференций и законодательных собраний делает один оборот в год вокруг вертикальной оси. Среднее помещение – в форме пирамиды, с размещенными в нем административно-исполнительными органами делает один оборот в месяц. Верхнее помещение – цилиндр – информационный центр, вращается со скоростью одного оборота в сутки. [2]

Если бы этот памятник был воплощён материально, возможно, он выглядел бы примерно так, как его изобразили сотрудники отдела новых технологий (мультимедиа) Русского музея


Источник: [3]

Во многом кинетическое искусство реконструировало начинания авангардистов, конструктивистов Казимира Малевича, Наума Габо, Владимира Татлина, Ивана Леонидова, Георгия Крутикова, Александра Родченко, ориентировано и вдохновлено творчеством А. Скрябина, П. Мондриана, Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Б. Фуллера, А. Колдера, Ж. Тэнгли и др.

Прошло уже около 50 лет со времени создания группы «Движение». Из-за гонений власти на участников «Движения» в 1970-е и междоусобиц в коллективе, до нас дошло мало информации о творчестве этой группы.

Организатором и душой группы, созданной в 1960-х гг (в значительной мере из выпускников Московской средней художественной школы), был Л. В. Нусберг.

Лев Нусберг родился 1 июня 1937 году в Ташкенте. Его отец Вольдемар происходил из семьи немецких садоводов фон Нуссбергов, впоследствии утративших дворянскую приставку «фон» и букву «с», стал архитектором, строил новую жизнь в советском Туркестане, в 1938 году осужден по статье «шпионаж в пользу иностранной державы».

С конца 1940-х Лев с матерью, певицей и технологом Раисой Васильевной Беспаловой, перебираются в Ленинград. Заметив талант в Лёвке, который участвовал в драках и водился с дворовой шпаной, но постоянно рисовал, внук В. Г. Перова, Роман Алексеевич, и другие сотрудники Русского музея определяют его в Московскую Художественную Школу (МСХШ, 1951–1956).

С отходом сталинской эпохи активизировалась интеллектуальная деятельность, поиск новых ориентиров, импульсов художественного творчества. Поток новой информации привел к её синтезу, междисциплинарному обмену среди физиков и лириков, кибернетики и искусства. Нусберг отходит от школьного академизма, увлекается экспериментальным и авангардным искусством, попадает в среду антисоветского подполья.

Первыми участниками группы, объединенными под лидерством Льва Нусберга, были Ф. Инфантэ, А. Кривчиков, В. Акулинин, В. Щербаков, Р. Заневская, М. Дорохов. В начале 1960-х гг деятельность образованной группы базировалась на освоении геометрической и структурной формы, характерны симметричные композиции, совмещение постепенно уменьшающихся модульных черно-белых и цветных графических сеток.

Движение трактовалось авторами как изменение, перемещение, взаимопроникновение, развитие, состояние всего, что движется и в биологическом, и в эстетическом смыслах. Симметрия интерпретировалась как правильность и взаимозависимость отдельных частей всего целого. Важной стороной было синтезирование различных технических средств и форм искусства.

Киберромантический кинетизм Нусберга сражался сразу на два фронта: за признание в советской культуре, и за законное место в мировом искусстве, используя открытые и конспиративные формы действий. Советскому начальству внушается мысль о якобы прикладном характере нового течения, способного украсить быт трудящихся страны, а в западной прессе «Движение» подается как авангард новой культуры, как новое мировоззрение, «духовный костер будущих поколений».[4]


источник: [7]

В современном кинетическом искусстве движение воспроизводится по-разному: некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие – колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов – от традиционных до сверхсовременных технических средств вплоть до компьютеров и лазеров; прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества. Часто в кинетических композициях применяют зеркала. Развитие технического прогресса, достижения технологии, инженерной мысли и науки привели к формированию кинетического искусства, ориентированного на создание эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Кинетическое искусство широко использует новейший опыт фотографии и киноискусства. При помощи электроники, кибернетики, искусства освещения оно ищет новые способы художественного выражения, воплощающиеся в светокинетике, технологическом искусстве, искусстве окружающей среды. К современным тенденциям развития кинетического искусства, сближающим его с эстетикой постмодернизма, относятся анонимность творчества при креативности аудитории, снятие противоречий между искусством и пост-неоклассической наукой. Кинетическое искусство явилось предтечей голографии, дигитального (компьютерного) искусства. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров. [2]

Завораживающе смотрятся работы голландского скульптора Тео Янсена.


источник: [5]


источник: [6]

Свои работы он называет «пляжными животными». Те, кто видел эти конструкции вживую, говорят, что они передвигаются очень похоже на живые организмы.

Ежегодно в Лондоне проходит выставка кинетического искусства Kinetica (16.10-19.10 2014)[8]

С 16 октября по 15 ноября 2014 г в галерее ARTSTORY проходит вставка «Время движения», посвящённая отечественному кинетическому искусству

При написании статьи использовались следующие источники:

  1. Википедия
  2. Учебные материалы ВГУЭС
  3. канал Llyrics TV
  4. Niller.ru
  5. канал «современное искусство»
  6. Theo Jansen
  7. incunabulalab
  8. KINETICA ART FAIR

Кинетическое искусство

 
2 комментария

Опубликовал на 2014-10-16 в искусство

 

Метки: , , , , , , , , , , ,

2 responses to “Кинетическое искусство

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: